Производство и реализация сельхозтехники

Основные причины изношенности парка высокосильных тракторов в России

Вернуться наверх страницы
вторник, 12 мая, 2020

Российское сельское хозяйство во всей стране имеет схожие проблемы, среди которых одной из основных являются изношенность и моральная усталость имеющегося парка техники. По примерным оценкам изношенность парка в целом по стране достигает практически 90%, а морально устарело почти 80% тракторов и более половины комбайнов, которые до сих пор практически ежедневно выходят на поля.

Все понимают, что основная проблематика в финансировании и экономической ситуации в отрасли, которые не позволяют предприятиям регулярно обновлять свой парк техники и следить за новинками на рынке оборудования. При этом и брать на себя кредитные обязательства готовы не все, так как отсутствует уверенность в завтрашнем дне и будущем урожае. Для большинства предприятий покупка техники – это серьезное финансовое вложение, которое должно дать результат в ближайшее время. К сожалению, не всегда можно провести прямую зависимость между покупкой техники и улучшением финансовых результатов. Безусловно, смена парка техники – это улучшение условий работы, повышение эффективности и снижение трудозатрат, но для большинства аграриев на данный момент - это роскошь. Тем более в текущих условиях, когда никто не может спрогнозировать длительность пандемии и итоговые цены на нефть, крайне сложно не только оценить будущие результаты, но и просто выделить необходимые средства на обновление парка и покупку нового оборудования. Аграрии привыкли планировать на длительный период, а в ситуации, когда никто не может предположить какой будет урожай, по какой цене и в какие сроки его можно будет реализовать и какой будет помощь правительства, большинство откладывает решение о покупке техники на более поздний срок.

Также на ситуацию оказывает влияние отсутствие рынка поддержанной техники в России. В Европе принято менять технику каждые 3-5 лет. Крупные предприятия покупают новую технику и реализуют ее через 3 года, вновь покупаю новую технику. Поддержанную технику приобретают мелкие предприятия и небольшие фермерские хозяйства, что является стандартной практикой, поэтому формируется четкий рынок поддержанной техники с установленными правилами игры и фиксированными ценами. В тоже время конкуренция регулирует спрос и предложение, позволяя каждому найти подходящий вариант. В России ситуация обратная – техника работает до последнего дня. Если техника уже не может выполнять свои прямые функции, то ее просто переводят на более простые задачи. Чаще всего реализовывать такую технику не имеет смысла, так как после многолетней жесткой эксплуатации с использованием низкокачественных ГСМ стоимость данной техники будет слишком низкой.    

Особо критична ситуация на рынке высокосильных тракторов по причине их высокой стоимости. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда самая востребованная категория техники при этом и самая изношенная.  Мощная техника – это настоящая находка для российских аграриев, так как обладают высокой производительностью. Но при этом и очень дорогостоящая покупка для любого хозяйства, поэтому каждый собственник бизнеса подходит к приобретению осознанно. Не так важна изначальная стоимость техники, как стоимость ее владения и пользования. Можно купить недорогой трактор, который выйдет из строя через 4 года, а можно купить более дорогой трактор, но эффективный и ремонтопригодный.

 Аграрии сегодня уже смотрят не только на цену и технические показатели, но и на сопутствующие услуги. Важны навигационные решения и возможность оперативной передачи данных для удобства пользования, а также оперативная сервисная поддержка. Прошли те времена, когда фермеры сами ремонтировали свою технику, сейчас они хотят наличие сервиса от производителя или официального дилера.  Немаловажным фактором для многих также является наличие запчастей и оперативность ремонтных работ, так как каждый день простоя - это удар по финансовой эффективности в итоге.