Производство и реализация сельхозтехники

Последствия вступления России в ВТО для отечественного машиностроения

Вернуться наверх страницы

От вступления России в ВТО оптимисты ожидают мощный приток прямых иностранных инвестиций, роста количества рабочих мест за счет развития новых производств, расширения сферы деятельности для отечественных предпринимателей и новых рынков сбыта товаров и сырья. Между тем, скептически настроенные аналитики далеко не так оптимистичны, отмечая ряд негативных последствий, которые могут носить катастрофический характер для некоторых отраслей АПК, в том числе, машиностроительного комплекса.

Переход на рыночные отношения для российской машиностроительной отрасли оказался трудным периодом, когда недостаток бюджетного финансирования, морально и физически устаревшее, отсталое техническое оснащение, потеря связей с сырьевыми и сбытовыми рынками союзных государств привело к значительным сокращениям объемов производства. Снижение покупательской активности хозяйственников привело к упадку производства сельхозтехники. В результате производство спецтехники практически перешло на нулевой уровень деятельности.

Проведенное в рамках восстановительных государственных работ реформирование по финансированию крупных машиностроительных объектов позволило несколько разрядить обстановку и решить проблемы некоторых хозяйственных объектов. В частности, было налажено производство зерноуборочных комбайнов, тракторов, экскаваторов и другой машиностроительной продукции, способной стать основой реконструкции АПК.

Вступление России в ВТО может оказаться лимитирующим фактором в дальнейшем развитии отечественного сельхозмашиностроения. Импортная продукция, произведенная с использованием высокотехнологичного оборудования, отвечает требованиям качества, экономичности, практичности и автоматизации. В то время как отечественная продукция, по-прежнему ориентированная на механизацию труда и человеческий фактор в управлении, не может конкурировать с импортной продукцией. В результате отечественные производители машиностроения потеряют существенную долю потребителей и неизбежно столкнутся с вопросом банкротства.

Аналогичная ситуация рискует иметь место и для других отраслей машиностроения — лесозаготовительного, коммунального, строительного, подъемно-транспортного, дорожного и других видов производства. Отсутствие своевременного создания защитных механизмов со стороны государства грозит полной утратой отечественного машиностроения из сферы экономики страны.