Сельскохозяйственное машиностроение России

Если брать за основу историю России с древних времен, то первое официальное упоминание о производстве сельскохозяйственной техники датировано далеким 1774 годом, когда указом правителя была выписана премия за изобретение жатвенной машины. В дальнейшем процесс становления производства растянулся на долгие годы, открывались небольшие семейные предприятия, планомерно изучался опыт других стран, создавались ведомства и бюро. Однако, вплоть до конца 19-го столетия количество предприятий, производящих сельскохозяйственную технику было необычайно мало, а большинство составляли небольшие семейные предприятия не способные осуществлять массовое производство. Все изменилось после Великой Октябрьской революцией, которая кардинально изменила общественный уклад страны и создала новые рычаги развития производства в стране.

После революции страна оказалась практически полностью разрушена и разграблена, а в своем экономическом развитии значительно отставала от остальной Европы. В это время в стране была создана уникальная форма власти, которая больше не была принята ни в одной стране. По инициативе правительства были созданы специальные советы и министерства, на которые была возложена ответственная миссия по возрождению и развитию промышленности страны. В первую очередь все военные заводы были переведены на производство оборудования для хозяйств и ведомств. Уже в первые годы было выделено значительно финансирование на реконструкцию существующих и строительство новых заводов. За считанные годы огромные заводы по производству сельскохозяйственной техники появились в нескольких крупных городах СССР – Харькове, Сталинграде, Челябинске, Липецке, Владимире, Минске, Ташкенте, Кишиневе, Ростове-на-Дону. Страна превращается в огромный производственный комплекс, который связан надежными логистическими нитями. Основной целью была децентрализация производства страны. Если в царское время основное производство было сконцентрировано в европейской части страны, то теперь активно строились заводы во всех регионах. В дальней перспективе правительство стремилось к самообеспеченности регионов и минимальными транспортными издержками. По сути, каждый регион должен был иметь свое предприятие, которое бы максимально обеспечивало регион в сельскохозяйственной технике, которая в свою очередь максимально полно отвечала потребностям региона по своему назначению и особенностям. Были созданы специализированные научно-исследовательские институты по разработке и внедрению новых моделей. Даже Великая Отечественная война не смогла серьезно поколебать позиции сельскохозяйственной промышленности. В кратчайшие сроки заводы были восстановлены и работали на полную мощность. Нормативными указами правительства были очерчены высокие показатели, к которым неуклонно стремилась вся страна.

Казалось бы, что перед производителями страны открывались невероятные перспективы для роста, однако, в отрасли производства сельскохозяйственной техники существовала одна очень серьезная проблема – срок ввода в эксплуатацию новой техники. Излишняя бюрократия и согласования номенклатуры продукции самой верхушкой власти приводили к тому, что период от создания техники до включения ее в ассортимент производства и появления на полях составлял не менее 10 лет, а иногда превышал 15 лет. Все это приводило, что отечественная техника заметно отставала по своему техническому уровню от техники ведущих зарубежных производителей. Именно поэтому с развалом СССР и вводом рыночной экономики в стране сельскохозяйственную промышленность, как и другие отрасли производства, ждал сильнейший удар.

В начале 90-х буквально за 5 лет выпуск тракторов сократился в 10 раз, зерноуборочных комбайнов более чем в 10 раз, плугов и культиваторов в 30 раз, сеялок и доильных установок в 50 раз. Эти космические цифры обеспечены во многом общим кризисом в стране, снижением жизненного уровня и выходом на российский рынок иностранных производителей. Иностранные производители, в отличие от отечественных компаний, уже в то время прекрасно знали основы маркетинга, продаж и ценообразования. Учитывая, что зарубежная техника значительно превосходила отечественную по технической оснащенности, времени работы на износ, долговечности и ремонтопригодности, завоевать рынок ей не составило особого труда. В то время привычной картиной стали американские тракторы и немецкие комбайны на отечественных полях. Значительно сократилось общее количество заводов. Перейдя в частные руки, заводы потеряли самое главное – помощь государства и могли рассчитывать только на себя. В результате часть инвесторов, оценив нерадостные перспективы отрасли, приняли решение о закрытии заводов, так как модернизация производства для успешной конкурентной борьбы с иностранной техникой требовала огромных финансовых и временных затрат, которые мало кто мог позволить в то нестабильное и неспокойное время.

Основными факторами, которые позволили отечественным заводам выжить в то время, стали минимизация затрат и перепрофилирование. Во-первых, отечественный производитель понял, что если не получается бороться качеством, потребителя необходимо брать ценой. Во-вторых, в рыночной экономике на номенклатуру и объем производства влияет в первую очередь спрос потенциального заказчика, что привело к полному размыванию межотраслевого разделения заводов, которые теперь стали производить и непрофильную для себя продукцию. Совокупность минимизации затрат и диверсификация производства позволили появиться новой группе отечественных производителей сельскохозяйственной техники. Именно такой подход стал залогом развития отечественных предприятий вплоть до настоящего времени. На рынке выигрывает тот, кто может наиболее полно удовлетворить спрос потребителя, предложив при этом привлекательную цену. Однако, сегодня, когда уровень качества и цен отечественной техники практически сравнялся с ведущими иностранными производителями, новым фактором развития является уровень сервизации услуг. На сегодняшний день именно уровень предлагаемого сервиса и послепродажного технического обслуживания является основным фактором при выборе поставщика сельскохозяйственного оборудования.

Подводя итог всему сказанному, стоит отметить, что на сегодняшний день сельскохозяйственное машиностроение России обладает потенциально мощной научной базой и физически мощной производственной основой, но перед отраслью стоит целый ряд глобальных проблем, которые требуют своего решения. Уже сейчас отмечается значительное снижение уровня производства сельскохозяйственной техники в России. Это связано в первую очередь с отсутствием необходимых кредитных ресурсов в стране и ухудшением общей платежеспособности. Для решения этой проблематики необходимо наладить устойчивый механизм кредитования при этом внедрив программу государственной помощи, так как без субсидирования в кратчайшие сроки решить проблему с финансированием просто невозможно. При этом вторым моментом стоит отметить важность организации кредитования и субсидирования, чтобы все деньги шли целенаправленно на поддержание предприятий, а не оседали в карманах нечестных чиновников и руководителей. В-третьих, программа импортозамещения должна стать приоритетной в ключевых сегментах экономики. При реализации всех факторов возможен выход сельскохозяйственного машиностроения на новый уровень, а всему сельскому хозяйству страны станет жить немного лучше, ведь перед ним останется всего одна нерешенная задача – капризы погоды, против которых пока мероприятий не придумано.

Комментарии

Представьтесь, пожалуйста

Авторизация

Забыли пароль?