Программа развития агропромышленного комплекса, история и мировые примеры

Курс на агропромышленную интеграцию впервые был взят правительством США в 60-е годы XX в. Постепенный переход сельского хозяйства на индустриальную основу и становление долгосрочных взаимовыгодных отношений между сельскохозяйственной и промышленной отраслями, а также сферой сервиса и логистики, привели к формированию современного агропромышленного комплекса (АПК). Но этот процесс завершился еще далеко не во всем мире. Поэтому разработка программ формирования и дальнейшего развития АПК не возможна без учета опыта стран с развитой экономикой.

АПК – это система предприятий, которая включает три сферы: производство средств производства для сельхозпредприятий и пищевой промышленности (техника, оборудование, средства хим. защиты и т.д.), непосредственно сельское хозяйство и его продукты, а также сферу переработки, транспортировки и сбыта сырья и готовых продуктов. В мировом ВВП доля агропромышленного сектора составляет свыше 25% и имеет тенденцию к увеличению благодаря развитию и все более тесной интеграции каждой из трех сфер. Рост производства машин и оборудования способствует повышению производительности труда и возрастанию роли крупных технически оснащенных объединений в сельском хозяйстве. Применение химических средств защиты растений и освоение семян, полученных с помощью генной инженерии, с одной стороны позволяют выращивать сельхозкультуры в регионах, считавшихся ранее непригодными для ведения сельского хозяйства, а с другой – способствуют сокращению используемых земель и повышению производства сельхозпродуктов за счет технологий минимальной обработки почв.

Некогда эффективная система частных мелких хозяйств на современном этапе развития АПК уступает место крупным сельхозпроизводствам, а также всевозможным кооперациям и холдингам. Фермеры ФРГ, Великобритании, Франции, Японии и др. стран с развитой экономикой охотно вступают в кооперативы, реализуют через них свою продукцию, хранят сбережения или берут кредиты в кооперативных банках, на выгодных условиях приобретают сельхозтехнику, решают свои хозяйственные и социальные проблемы. Крупным хозяйствам и объединениям более доступны новые технологии и научные разработки. Как показывает практика ряда развитых стран (США, Канада и др.) производительность труда на таких предприятиях в 2 раза выше, чем в отдельных мелких хозяйствах, при этом потребность в ресурсах в расчете на единицу площади наоборот, в 2 раза ниже, чем у небольших частных ферм. Поэтому аграрная политика развитых стран ориентирована на поддержку крупных хозяйств и коопераций. Такой подход уже оправдал себя. На долю лидеров АПК – США и Западной Европы - в общемировом экспорте приходится свыше 70% готовых продуктов и сельскохозяйственного сырья. При этом занятость населения в сельском хозяйстве развитых стран составляет около 5 %, в странах с переходной экономикой этот показатель значительно выше: около 12 %  ̶  Россия, более 18 %  ̶  Польша. В Азии и Африке в сельском хозяйстве занято свыше 60% населения. Столь явные различия обусловлены более высокой производительностью труда в крупных хозяйствах Западной Европы и США, а также весомой поддержкой АПК со стороны государства.

Государственное регулирование сельского хозяйства в развитых странах включает различные инструменты влияния на доходность фермерских хозяйств, структуру сельхозпроизводства, социальную поддержку сельского населения, а также поддержку межотраслевых и межхозяйственных отношений.

Различают меры прямого и косвенного государственного регулирования АПК. К прямому влиянию государства относят: компенсационные платежи, платежи при ущербе от стихийных бедствий и выплаты в случае вынужденной реорганизации или сокращения производства. Примером косвенного вмешательства государства в развитие АПК являются:

- ценовое регулирование на рынке продовольствия путем фиксированных внутренних цен, налогов и пошлин;

- компенсация расходов на приобретение сельхозорудий, кормов и удобрений путем предоставления субсидий и компенсации процентов по кредитам;

- финансирование программ по хранению и транспортировке продукции;

- субсидирование долгосрочных проектов по строительству производственных помещений, рекультивации земель и созданию аграрных обществ и объединений.

Рассмотрим роль государства в развитии АПК на примере его ключевой сферы – сельского хозяйства. Государственное регулирование цен является одной из основных форм поддержки сельхозпредприятий в странах ЕС и США. В Штатах правительство ежегодно устанавливает целевые и залоговые цены. Первый вид распространяется на первостепенные продукты сельского хозяйства и гарантирует доходность ферм со средним и низким уровнем затрат. Рыночные цены могут быть выше или ниже целевых. В последнем случае в конце года фермер получает от государства разницу между целевой ценой и ценой реализации. Что касается второго типа цен, они выручают фермера в том случае, когда ему не удается реализовать продукцию (часть продукции) и он вынужден сдать ее под залог в Товарно-кредитную корпорацию. Если в течение 9 месяцев фермер не выкупит свой урожай, государство выплатит ему компенсацию по установленной залоговой цене за вычетом издержек на хранение сырья. Сельхозпроизводитель останется в выигрыше и тогда, когда мировой уровень цен на зерно в течение 9 месяцев будет ниже залоговых цен. В таком случае фермер может выкупить свой урожай по минимальной цене и получить прибыль от разницы в стоимости сырья.

Во Франции при снижении рыночных цен ниже гарантированных, установленных государством, сельхозпроизводитель получает компенсацию, которая включает расходы на производство продукции, ее хранение и переработку.

На субсидирование продукции, произведенной фермерами, в развитых странах выделяются бюджетные средства, составляющие свыше половины ее стоимости. К примеру, в ЕС на эти цели выделяется около 50%, в Японии – свыше 70% в расчете на душу населения. Для сравнения в России этот показатель еще пять лет назад составлял. около 4%. При этом в политике ЕС приоритетной является задача поддержки производителя, с целью обеспечения ему равного положения в каждой из стран Союза. Поэтому национальные дотации предоставляются в рамках единой политики и контролируются принципами общеевропейской дотационной политики. Один из этих принципов заключается в поддержке сельхозпроизводства в сложных климатических условиях. Чем суровее климат в стране, тем выше национальные дотации. Например, в Германии на аграрные нужды тратится около 13,7% от ВВП, в Дании – 17,7 %, а в Норвегии – свыше 32 %.

Таким образом, даже на примере одной из сфер АПК – сельского хозяйства  ̶  становится очевидным тот факт, что прогресс отрасли не возможен без всесторонней финансовой поддержки производителей и контроля уровня цен. И только та программа развития, в которой ключевая роль отводится государству, способна привести АПК развивающихся стран и стран с переходной экономикой к уровню ведущих аграрных держав.

Комментарии

Представьтесь, пожалуйста

Авторизация

Забыли пароль?