Система управления в АПК

Агропромышленный комплекс, как и любая другая сложная многоуровневая система, нуждается в эффективном управлении. Отсутствие тех или иных структур, обеспечивающих контроль и взаимодействие на каждом уровне, бездействие институтов управления, отсутствие законодательства приводит к нерациональному использованию ресурсов, сырья и продовольствия, способствует низкой эффективности всей системы в целом.

Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция

Для современной России характерна трехуровневая система управления АПК, которая включает федеральный, региональные и районные уровни. На высшей ступени в структуре управления - Министерство сельского хозяйства РФ, на уровне субъектов федерации - региональные министерства, департаменты и комитеты сельского хозяйства, районный уровень представляют отделы или управления сельского хозяйства.

Основная роль Министерства сельского хозяйства РФ (МСХ) заключается в формировании нормативно-правовой базы АПК на основе федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства и др. Разрешительная функция федерального органа управления заключается в предоставлении субъектам АПК свободы выбора организационно-правовой формы предприятий и самостоятельного распоряжения произведенной продукцией, а также в финансовом и ресурсном обеспечении реализации федеральных целевых программ, субсидировании, создании внебюджетных фондов и трастовых объединений. В сферу полномочий МСХ входят контроль реализации единой стратегии развития АПК и применения химических средств защиты растений, принятие мер противодействия нерациональному использованию земель и нарушению экологии, а также применение антимонопольных мер и мероприятий по регулированию межотраслевых, межрегиональных и международных отношений (цены, налоги, санкции). Кроме того, в компетенции федерального органа управления также аналитические, информационные, координационные, кадровые функции и функция научного обеспечения АПК.

На региональном уровне в сферу компетенции органов управления АПК входит реализация государственной аграрной политики и формирование региональной политики, ориентированной на максимальное использование потенциала конкретного субъекта РФ. Таким образом, региональные МСХ и Департаменты заботятся о реализации сельхозпродукции, ресурсов и сырья местного производства.

На уровне районных органов управления сельского хозяйства также происходит реализация единой государственной и региональной аграрной политики и целевых программ поддержки АПК. Наряду с контролирующей функцией по качеству и объемам выпускаемой продукции, рациональному использованию природных ресурсов, соблюдению требований охраны труда и т.п., районные органы управления защищают интересы сельхозтоваропроизводителей и выполняют представительскую функцию в вышестоящих инстанциях.

Несмотря на сходство в названии и функциях, органы государственного управления АПК не объединены в единую, жестко централизованную систему. Районное звено непосредственно не подчинено региональному. Последнее, в свою очередь, не находится под прямым влиянием МСХ. Целью государственного управления АПК является создание условий для эффективного развития всех хозяйствующих субъектов отрасли и контроль за их деятельностью. Непосредственное управление заключается в экономических способах воздействия с помощью цен, налогов, субсидий и пошлин.

В странах Европы, помимо государственных органов управления АПК значительную роль в формировании и реализации аграрной политики играют профессиональные союзы, советы и объединения частных и полугосударственных организаций. Во Франции, например, органом, осуществляющим контроль за взаимодействие между отраслями АПК,  является Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. Ему подчиняются межотраслевые зерновые, животноводческие, растениеводческие и др. организации, через которые регулируется внутренний рынок сельхозпродукции, производится закупка продуктов сельского хозяйства по гарантированным ценам. К таким организациям относятся государственные и полугосударственные объединения и ассоциации частных предпринимателей, которые могут рекомендовать правительству ту или иную стратегию развития и поддержки АПК. В ФРГ рекомендательные и отчасти нормотворческие полномочия имеет Союз фермеров Германии, который способствовал принятию в 1955г. Закона о сельском хозяйстве.

Система управления и стабилизации рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Участники рынка сельхозпродукции и продовольствия с одной стороны - это сельхозтоваропроизводители и представители перерабатывающих предприятий, а с другой - представители оптовых заготовительных организации, частные предприниматели, а также при продаже товаров в розницу – физические лица - представители домохозяйств. На рынке сырья фигурируют владельцы и представители сельхозпредприятий различных форм собственности и представители оптовых заготовительных организаций, перерабатывающих предприятий. Рынок материально-технических ресурсов представлен заводами и иными организациями, производящими материально-технические средства, используемые в АПК. Все участники рынка не зависимо от организационно-правовой формы преследуют единую цель – получение прибыли. Каждый из них свободен в выборе времени и места заключения сделок и каналов реализации продукции. Но при этом, не все участники рынка находятся в равных условиях. Например, на рынке сельхозпродукции самая высокая конкуренция, на рынке ресурсов наблюдается олигополия группы продавцов, а на рынке сырья – диктат группы покупателей продукции, подлежащей переработке. Наиболее уязвимыми в данной ситуации являются сельхозтоваропроизводители, так как результаты их деятельности зависят не только от конъюнктуры рынка, но и от погодных и климатических условий, стихийных бедствий и т.п. Нет четкой определенности в результатах деятельности фермерских и крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому предложение на рынке не стабильно и может вызывать стихийное колебание цен. Неспособность производителей сельхозпродукции влиять на рыночные цены и в одиночку противостоять изменениям цен обусловливают необходимость государственного регулирования сельхозрынков.

Рынок сельскохозяйственной продукции России с уходом в 90-х г.г. государства из сферы распределения продукции претерпел значительные изменения, которые не лучшим образом отразились на развитии АПК. Появилось множество лишних звеньев между производителем и потребителем продукции, возникла теневая экономика из-за упразднения договорных отношений  и замены их на наличный расчет и бартер. Опыт показал, что разрушение вертикали власти не только не способствовало самостоятельности районных управлений сельского хозяйства, но стало препятствовать реализации единой аграрной политики. Поэтому в последние годы ведется поиск путей усиления роли органов государственного управления, позволяющих без вмешательства в хозяйственную деятельность способствовать эффективности сельской экономики, бережному использованию земли и других природных ресурсов.

Способы государственного воздействия на систему АПК нашли отражение в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Программа устанавливает приоритеты государственной политики и меры по регулированию рынков сбыта сельхозпродукции. Так, для стабилизации цен внутри страны и повышения конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке рекомендовано проведение государственных закупочных и товарных интервенций, в том числе в форме залоговых операций, снижение затрат на транспортировку зерна и продуктов его переработки, строительство портов, поддержка регионов с высоким потенциалом производства и т.д. Мерами государственного воздействия на рынок масличных культур служат таможенно-тарифное регулирование, а также прогнозирование структуры производства и потребления путем разработки баланса спроса и предложения растительного масла и потребности в кормовом белке. В рамках программы планируется переход от тарифного квотирования к ввозным таможенным пошлинам на отдельные виды мяса, а также правовая и консультационная поддержка предприятий с целью их аттестации для роста экспорта животноводческой продукции за пределы Таможенного союза. Реализация мероприятия по регулированию рынка молока направлена на повышение конкурентоспособности российской молочной продукции в целях импортозамещения.

Зерно

Для стабилизации рынков сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции осуществляются в виде закупок и залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции - в форме организации их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов. Данные меры призваны обеспечить стабильный прирост производимой сельхозпродукции и повышение рентабельности всех субъектов действующих рынков АПК.

Структура и функционал органов управления АПК развиваются в зависимости от задач, диктуемых историей страны на каждом этапе. Например, в западных странах существует проблема вывода из оборота части земель сельхозназначения. В России, наоборот, осваиваются целинные земли для наращивания производства. Различие задач предполагает необходимость разных подходов к выбору функций и структуры государственных органов управления АПК. А значит, система управления и ее функционал не могут быть неизменными. Они должны меняться.

Комментарии

Представьтесь, пожалуйста

Авторизация

Забыли пароль?