Органы управления агропромышленным комплексом

В системе управления АПК России выделяют органы общей и специальной компетенции. К первой группе относится Правительство РФ и администрации субъектов РФ, ко второй   ̶  Министерство сельского хозяйства РФ, а также одноименные региональные управления или министерства. От взаимодействия между этими структурами зависит реализация федеральной политики в сфере АПК и развитие отрасли.

Министерство сельского хозяйства РФ

Правительство РФ принимает постановления и иные правовые акты и управляет экономикой государства через органы специальной компетенции. В сфере АПК таким органом является Минсельхоз РФ. Деятельность его регулируется соответствующим Положением от 30.05.1997.

Минсельхоз РФ  выполняет функцию государственного управления и координации в отрасли сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, является заказчиком сельскохозяйственной техники и других материально-технических средств. К функциям  Министерства относятся: разработка аграрной политики и целевых программ, а также контроль их реализации, формирование рыночных отношений, развитие аграрного производства и кооперации, страхование и лицензирование сельхозпредприятий, контроль в области экспорта/импорта сельхозтехники и сельхозпродукции, рационального использования земельных ресурсов и т.д. Минсельхоз РФ является заказчиком сельхозпродукции для Федерального продовольственного фонда, вносит в Правительство РФ проекты законов и иных правовых актов по вопросам АПК  и имеет право запрашивать у субъектов РФ, организаций и учреждений информацию, необходимую для работы подведомственных структур. Кроме того, Минсельхоз РФ взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти: Министерством экономического развития, Министерством государственного имущества, Министерством финансов, Министерством природных ресурсов и т.д.

Минсельхоз России осуществляет свою деятельность через подведомственные ему федеральную службу и федеральное агентство, федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения. В структуре Министерства функционирует свыше 30 департаментов, действуют государственные инспекции.

Государственные инспекции

Государственные инспекции являются отраслевыми. Они следят за исполнением нормативно-правовых актов и за устранением выявленных нарушений. В составе Минсельхоза РФ выделяют свыше 10 федеральных инспекций и просто государственные инспекции. Например, Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Главгостехнадзор) или Государственная хлебная инспекция, образованная в соответствии с Законом РФ «О зерне». В структуре последнего надзорного органа имеются соответствующие территориальные управления, лаборатории, инспекционные пункты на приемных и перерабатывающих предприятиях, а также на пограничных железнодорожных станциях.

Деятельность госинспекций регламентируется постановлениями Правительства РФ, отраслевыми законами и иными нормативно-правовыми актами. Государственные инспекторы имеют право посещать предприятия и запрашивать информацию об их деятельности, при выявлении нарушений привлекать должностные лица и граждан к дисциплинарной, материальной и административной ответственности, содействовать привлечению к уголовной и гражданской ответственности.

Деятельность госинспекций контролируют Минсельхоз РФ на федеральном уровне и органы исполнительной власти субъектов РФ на региональном. Они же направляют инспекторов на объекты для проведения проверок и исследований. Указания инспекций обязательны для исполнения, а выявленные нарушения подлежат исправлению в строго указанные сроки.

Взаимодействие на федеральном и региональном уровнях

На региональном уровне субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти в пределах своей компетенции, осуществляют управление, принимают бюджеты и обеспечивают их исполнение, содействуют реализации сельхозпродукции, ресурсов и сырья местного производства. В большинстве регионов органом управления АПК являются Управления сельского хозяйства, а в ряде Республик, в которых сформированы собственные Правительства, эту функцию выполняют Министерства. Деятельность субъектов в сфере АПК регламентируется федеральными и региональными законодательными актами с учетом местных условий, особенностей и традиций.

Минсельхоз РФ имеет в субъектах РФ, на территории которых расположены объекты федеральной собственности в сфере АПК, свои структуры с содержанием их за счет средств государственного бюджета. Указанные структуры не подчиняются органам управления субъектов РФ, но осуществляют свою деятельность в координации с ними. Представительства Минсельхоза РФ контролируют расход бюджетных средств и реализацию федеральной аграрной политики.

На местном уровне в систему управления АПК входят районные управления сельского хозяйства. Ключевой их функцией является обеспечение жизнедеятельности населения и продовольственной безопасности через контроль качества и объемов выпускаемой продукции, рационального использования природных ресурсов и представительство интересов местных сельхозпроизводителей в вышестоящих инстанциях.

Таким образом, очевидно, что система органов управления АПК представляет собой сложную разветвленную структуру, способную обеспечить реализацию федеральной политики при условии тесного взаимодействия и слаженной работы каждого звена.

Комментарии

Представьтесь, пожалуйста

Авторизация

Забыли пароль?